Обратная связь
×

Обратная связь

"Афоня". Рецензия

    2022 ж. 08 қазанда сағат 01:33-да
  • 2943,8
  • 100
  • 6
  • 2943,8
  • 100
  • 6
— Ты своей жизнью доволен?
— Не очень...
— А почему?
— Я к ней отношусь философически...
— Ну, если философически, то я тоже не очень...

"Афоня" это не только культовый советский фильм, а многослойная трагикомедия где очень чётко прослеживаются нотки экзистенциального кризиса.

Афанасий Борщов или просто Афоня это лишний человек Лермонтова, тот же Печорин, но без ливреи и снобизма, попавший в брежневский СССР, где несмотря на строительство светлого будущего коммунизма переживает кризис жизни, не понимая как из него выйти.

Афоня хороший сантехник, но он постоянно нарушает рабочую дисциплину, а также злоупотребляет своим положением, вымогая у клиентов взятки. Афанасий живёт с симпатичной женщиной, но не стремится на ней жениться; созданию новой ячейки общества он предпочитает гулянки с выпивкой. При этом Афанасия нельзя назвать простым алкоголиком; он недоволен жизнью, окружающей его бытовухой, пытаясь найти в ней то, ради чего стоит жить.

В нём просыпаются чувства к Елене, для которой он неоднократно чинит раковину, ничего не прося взамен. Ему снится сон: он возвращается в родную деревню, где его встречает Елена, ставшая его женой и родившая ему много детей. Но сон остаётся сном, а в реальности Борщов вскоре понимает, что Елена замужняя женщина из высшего общества, которая использовала его, и для которой он был лишь "добрым Крокодилом Геной".

Он проводит время с собутыльником Колей, пытаясь с ним подружиться - но и тот очень скоро уходит, боясь, что будет плохим примером для вернувшегося из армии сына.

На горизонте его скучной жизни появляется Катя - миловидная девушка, работающая медсестрой и втайне влюблённая в Афанасия. Но тот не отвечает ей взаимностью, насмешливо реагируя на её робкие попытки сойтись с ним.

Ничего не радует Афоню, но он не унывает; с тоскующим взглядом он шутит над своими коллегами, остроумно и колко отвечая на лицемерные обвинения в свой адрес. Кажется некоторые из его коллег пытаются ему помочь, но скорее от жалости, ради сохранения коллектива и всеобщей стабильности, но едва ли его самого. Один из коллег обвиняет Борщова в равнодушии, приводя верные утверждения, но не понимая суть проблемы Афони. Ведь Афанасий - не бездельник, не равнодушный, а просто человек, который не хочет жить и радоваться "ради галочки" и "потому что так надо".

Не найдя понимания в "городской жизни", Афоня уезжает в деревню, где прошли его детство и юность. Но радость возвращения быстро проходит: он узнаёт, что его родная тётя Фрося давно умерла, отчего он чувствует себя ещё более потерянным и одиноким, потеряв последнее прибежище для своей больной души.

Чтобы убежать от себя, Афанасий решает испытать судьбу: он готовится улететь куда угодно, постоянно меняя точку направления. Это привлекает внимание миллиционера, который задерживает Борщова за кражу паспорта. На самом деле паспорт принадлежит Афоне, который больше не похож на того весёлого юношу на фотографии.

Миллиционер отпускает нашего несчастного героя. Тот собирается садиться в самолёт, как его окрикивает девушка - это Катя, которую он тщётно пытался найти перед тем как буквально отправиться вникуда.

Значит ли это, что любовь - единственное спасение от тоски, формула смысла жизни?

Зритель точно не уверен, обрёл ли Афанасий своё счастье. Зато он понимает следующее: все мы время от времени бываем Афоней, когда ты - лишний на чужом празднике жизни.


Тегтер: вне потока

6 пікір