Обратная связь
×

Обратная связь

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ И КАЧЕСТВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТА ERASMUS+ «KUTEL»

    13 февраля 2020 в 13:12
  • 0
  • 13
  • 0
  • 0
  • 13
  • 0

Проект «KUTEL» (Kazakh Universities to Foster Quality Assurance Processes in Technology Enhanced Learning) включает 4 зарубежных вуза – Università degli Studi Guglielmo Marconi (Италия), Burgaski Svoboden Universitet (Болгария), University of Turku (Финляндия), Hellenic Open University (Греция). Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова входит в консорциум казахстанских вузов проекта «KUTEL».

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ И КАЧЕСТВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТА ERASMUS+ «KUTEL»

Для реализации поставленной целей проекта – разработка и внедрение системы качества обучения с применением новых технологий, исследователями казахстанских вузов-участников проекта была дана оценка текущего состояния высшего образования в Казахстане в области системы контроля качества электронного обучения, зарубежными экспертами представлена данная оценка для европейских вузов.


Анализ зарубежного опыта показал, что процесс создания системы контроля качества электронного обучения длителен и требует со стороны вуза контроля качества многочисленных составляющих электронной среды обучения.

С одной стороны электронная среда обучения дает ряд преимуществ обучающимся и преподавателям в сравнении с традиционной формой обучения («face to face»), с другой стороны – есть ряд факторов, снижающих ее эффективность.

Рассмотрим возможности и преимущества электронной среды обучения на примере основной компоненты электронного обучения – виртуальной среды обучения (VLE).

VLE – это веб-платформа, используемая лекторами, тьюторами и студентами для поддержки преподавательской и учебной деятельности. Ее можно использовать для поддержки коммуникаций, предоставления учебных материалов, оценки, сотрудничества и групповой работы, для дополнения учебной компоненты и даже замены занятий в аудитории. Доступ к VLE можно получить как в учебном корпусе, так и за его пределами, 24 часа в сутки.

Платформы обучения VLE обычно позволяют:

- управление контентом – создание, хранение, доступ и использование учебных ресурсов;

- составление плана обучения и планирование – планирование урока, оценка и персонализация опыта обучения;

- участие и администрирование учащихся – управляемый доступ к информации и ресурсам учащихся и отслеживание их прогресса и достижений;

- общение и сотрудничество – электронные письма, уведомления, чат, вики, блоги;

- общение в реальном времени – прямая видеоконференция или аудиоконференция.

VLE может включать некоторые или все из следующих элементов:

- программа курса;

- административная информация о курсе: предварительные условия, кредиты, регистрация, оплата, физические занятия и контактная информация для преподавателя;

- доска объявлений для текущей информации о текущем курсе;

- основное содержание некоторых или всех курсов; полный курс для дистанционного обучения;

- дополнительные ресурсы, интегрированные или как ссылки на внешние ресурсы;

- тесты для самооценки или аналогичные устройства, обычно оцениваемые автоматически;

- формальные функции оценки, такие как экзамены, представление эссе или презентация проектов;

- поддержка связи, включая электронную почту, тематические обсуждения, чаты, Twitter и другие средства массовой информации.

Дополнительные элементы включают:

- вики, блоги, RSS и 3D виртуальные учебные пространства;

- ссылки на внешние источники;

- управление правами доступа для инструкторов, их помощников, вспомогательного персонала курса и студентов;

- документацию и статистику, необходимые для институционального администрирования и контроля качества;

- инструменты для создания необходимых документов инструктором и подачи документов студентами;

- предоставление необходимых гиперссылок для создания единой презентации для студентов;

- интерактивную онлайн доску для живых виртуальных классов.

Почти все высшие учебные заведения ЕС, Великобритании, Канады, США, Японии и других развитых стран приняли VLE. В их учебных заведениях VLE интегрирована с системой регистрации, так что студенты автоматически зачисляются на правильные модули и курсы. В качестве альтернативы возможность записать студентов на курс предоставляется преподавателю и самому студенту.

VLE в вузах с развитой системой электронного обучения, в том числе с хорошо развитой системой дистанционного обучения, предоставляет учебному процессу широкий набор инструментов, которые расширяют возможности аудитории за пределы традиционных стен. Тьютору и преподавателю можно сформировать свой стиль обучения, используя широкие возможности инструментов VLE.

Функциональность VLE может быть расширена за счет интеграции инструментов поставщиков других программ (например, Turnitin) или встраивания контента издателя. Многие студенты получают доступ к VLE через мобильное устройство (смартфон или планшет), чтобы учиться «на ходу».

VLE позволяет пользователям предоставлять лекционные материалы и ресурсы для студентов:

- документы курса, расписания, конспекты лекций, слайды PowerPoint, список для чтения, лабораторные руководства и другие документы;

- видео или аудиоконтенты, который преподаватель создал самостоятельно или на использование которого у него есть разрешение;

- кликабельные ссылки на контент, доступный в другом месте, например, в библиотеке или на открытой веб-странице, например YouTube.

VLE предоставляет множество способов общения со студентами:

1. Трансляция (Broadcast) – когда общение происходит в основном односторонне, от преподавателей до студентов. Учитель может общаться со студентами и способствует обсуждению в классе или группе посредством:

- доски обсуждений, для постановки и ответов на вопросы;

- блога – инструмента для записи мыслей и обсуждения их с другими людьми;

- Wiki – инструмента для групповой совместной работы.

2. Беседы – где IT-технологии могут поддерживать взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также взаимодействие обучающихся друг с другом.

3. Обзор – механизмы общения со студентами, где преподаватель может использовать следующие инструменты:

- объявления (если студент использует мобильное приложение, то они могут появляться в виде уведомлений);

- электронная почта: классу, подгруппе учеников или отдельным ученикам.

VLE может использоваться для поддержки рефлексии, совместной работы и групповой работы, когда группы студентов сотрудничают в проекте.

Учреждения высшего и дополнительного образования используют VLE для того, чтобы:

- удовлетворить разнообразные потребности в обучении всех учащихся с помощью цифровой учебной программы;

- персонализировать обучение, чтобы лучше удовлетворять потребности всех учеников, включая неуспевающих учеников;

- экономить время преподавательского состава и снизить стоимость обучения;

- предоставлять учащимся гибкие возможности не зависимо от времени обучения и места их нахождения;

- обеспечить обучение в манере, знакомой нынешнему поколению студентов, ориентированных на Интернет;

- обеспечить повторное использование учебного материала между различными курсами;

- обеспечить автоматическую интеграцию результатов обучения студентов в информационные системы учебного заведения.

- иметь возможность проводить курсы обучения для большого числа студентов.

Исследования показали эффективность использования возможностей VLE. Так, в работе Aspden and Helm (2004) [1] показано, что размещение учебных материалов на электронной платформе VLE, позволило студентам, далеко живущим от кампуса, более эффективно использовать время в университете на индивидуальные консультации с преподавателем, так как они изучали материал до посещения класса. Такое также встречается в blended learning и известно как «flipped classroom».

Что касается других признаний эффективности использования VLE: De Lucia и другие (2009) [2] провели эксперимент на выборке студентов университета, чтобы оценить функциональность синхронизированных лекций. Результаты оценки были очень положительными.

В качестве продолжения оценки эффективности VLE: ​​исследование Jarmon и др. (2009) [3] было направлено на исследование роли VLE в совместном обучении, которое основано на практических экспериментах, и ​​результатом которых является создание проекта. Исследование показало, что VLE идеально для применения в учебном процессе с целью получения практического опыта и имеет значительную образовательную эффективность.

В исследовании Abofakhr (2008) [4] использовался метод тестирования студентов для оценки их успеваемости в результате использования VLE. Исследование Abofakhr (2008) показало, что успеваемость экспериментальной группы, обучавшейся с использованием VLE была выше, чем у студентов, изучавших тот же предмет в рамках традиционной формы обучения.

Вместе с тем, ученые Barbour M.K. и Reeves T.C. (2009) [5] отмечают, что характер самих учащихся и необходимость в них иметь позитивное отношение к самостоятельной работе, а также необходимые технические навыки обучающихся влияют на эффективность применения электронного обучения.

Pérez and Riveros (2014) [6] обнаружили, что в большинства случаев электронное обучение повышает самостоятельность и ответственность студентов за их обучение, однако для студентов, с отсутствием мотивации это не выполняется.

Chen и DeBoer (2015) [7] получили схожие результаты, когда обнаружили, что наиболее успешными учениками в blended learning были те, кто чаще занимался с онлайн-материалами.

Европейские вузы-партнеры, члены консорциума проекта «KUTEL» предоставили свой опыт обеспечения качества электронного обучения [8].

Burgaski Svoboden Universitet: с целью постоянного улучшения качества электронного обучения в вузе Департаментом по качеству системно проводится анализ мнений заинтересованных сторон на основе процедуры анкетирования: студентов по вопросам учебного процесса (оценка дисциплин, оценка стажировки, готовности к выпускным экзаменам, об организации НИР), иностранных студентов, абитуриентов, студентов для оценки преподавателей, выпускников, бывших студентов, лекторов, самооценки лектора, студентов по качеству административных и библиотечных услуг, работодателей. Результаты анкетирования анализируются руководством университета и, через систему принятия решений и контроля, планируются улучшающие мероприятия.

Так, на основе опроса, проведенного по вопросу о необходимости повышения квалификации и карьерного роста преподавателей в Burgaski Svoboden Universitet на регулярной основе организуются специализированные курсы по современным образовательным стратегиям, основанным на новейших информационных и коммуникационных технологиях, а также такие курсы, как: Разработка учебных программ, связанных с системой накопления и перевода кредитов; Методология академического обучения и исследований; Психологические и коммуникативные аспекты обучения; Защита авторских прав и интеллектуальной собственности.

University of Turku: внедрена система электронной сдачи экзамена как по дисциплине, так и в целом, по курсу обучения в специализированных аудиториях, оснащенных электронным контролем доступа и видеонаблюдением. В помощь преподавателю создано Руководство по созданию экзамена, которое включает в себя: типы экзаменов и соответствующие им электронные формы, возможность создания структуры экзамена и вопросов, публикацию экзамена, оценку и редактирование экзамена, повторное открытие и копирование экзаменов. Кроме того, создано Руководство для студентов, позволяющее студенту самому выбрать день экзамена и записаться на него. Процесс электронного экзамена на уровне пользователя заключается в следующем:

1. Преподаватель создает экзамен в системе и активирует его.

2. Студент записывается на экзамен и получает автоматическое подтверждение бронирования с указанием аудитории проведения экзамена по электронной почте.

4. После сдачи экзамена студентом, преподаватель получает автоматическое электронное письмо, оценивает ответы в экзаменационной системе.

7. С результатами экзамена студент может ознакомиться на электронном ресурсе университета «Экзаменационные экзамены», а также по электронной почте, в виде письма-рассылки службы электронных экзаменов.

Hellenic Open University: организуются виртуальные встречи в видеоформате с разъяснениями по вопросам организации курса, контроля обеспеченности учебным материалом, предоставления данных по источникам дополнительной информации, разъяснения учебного материала при подготовке к занятиям и экзаменам, установлению контактов с обучающимися и стимулированию колоборации обучающихся между собой.

Università degli Studi Guglielmo Marconi: внедрена система электронной самооценки знания студентов с механизмом обратной связи, направленная на решение двух основных задач:

- предотвращение отчисления студентов за неуспеваемость (причина которой может быть связана с неспособностью некоторых студентов адаптироваться к электронной системе обучения);

- повышение качества учебного материала.

Результаты самооценки по предмету обучающийся видит в разделе «Отчет», при желании студент может направить их преподавателю для его ознакомления. Программа имеет возможности для статистической обработки результатов самооценки обучающихся, позволяющей преподавателю выявить наиболее трудные темы для студентов и скорректировать учебный материал. Используя этот инструмент, студенты получают объективную оценку своих знаний и пониманий, и в то же время они могут косвенно устанавливать связь со своими преподавателями: они меют возможность связаться с преподавателем, который имеет возможность объяснить студенту его ошибки, указать на не полностью понятые предметы курса и предложить обучающемуся дополнительные материалы для чтения.

Таким образом, участие казахстанских вузов в проекте ERASMUS+ «KUTEL» позволит им, на основе передачи практического опыта зарубежных вузов-партнеров, изучить основные механизмы обеспечения качества электронного обучения, адаптировать имеющийся зарубежный опыт к условиям системы высшего образования в Казахстане и, в дальнейшем, разработать критерии структуры контроля качества обучения с применением новых (электронных) технологий для казахстанских вузов.

Теги: наука , IT , КУАМ , ERASMUSPLUS , KUTEL

0 комментариев