Обратная связь
×

Обратная связь

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

    07 июня 2018 в 15:05
  • 368,1
  • 180
  • 1
  • 368,1
  • 180
  • 1

Достаю из закромов своего архива старинное интервью с Кирой Георгиевной Муратовой и ее супругом Евгением Голубенко и публикую для вас и в честь незабвенной памяти великого режиссера.

АСЯ НУРИЕВА

ИЛЛЮЗИЯ ПРАВДЫ

Второй международный кинофестиваль «Евразия» подошел к своему логическому завершению. Интуиция не подвела нас! Гран-при вручили именно ей, Кире Муратовой, интервью с которой мы записали за несколько дней до ее очередного триумфа.

Легендарная, великая, гениальная, один из символов эпохи авторского кино, она сидела напротив меня вместе со своим другом и спутником, художником кино Евгением Голубенко, который, безусловно, дополнял ее, мягко и неназойливо вторгаясь в разговор, в те моменты, когда она останавливалась и недоумевала. Она не умеет скрывать свои чувства, и открыто выражает любые свои эмоции.

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

Кира Муратова и Евений Голубенко в Алма-Ате, 2005 фото Т.Галимова

О ТОМ, КАК ПРИШЛА В КИНО

В детстве, я жила в Румынии, очень подолгу и это одна из моих Родин. Мама моя работала партработникам культуры в одном из министерств. И у нее был пропуск на все просмотры тех фильмов, которые покупались тогда для Румынии со всего мира.

В пятилетнем возрасте она меня оставляла одну в кинотеатре. Там были такие киносеансы, которые длились непрерывно. И когда я ей мешала или ей нужно было меня куда-то деть, она меня отводила в кинотеатр. Таким образом, я посмотрела неисчислимое количество фильмов

В школе я занималась самодеятельностью. Почему-то мне нравилось режиссировать. Я не знала тогда даже этого слова, но мне нравилось организовывать какие-то праздники. И первое чувство, которое я испытала тогда, что как это интересно и приятно, что тебя никто не видит, но ты есть. В этом присутствовала, какая то тайна. Это ощущение что ты в центре, но тебя нет.

Потом приезжали мамины знакомые, которые учились во ВГИКе и они, взахлеб, рассказывали о том, какой Герасимов великий педагог. И у меня возникла такая идея фикс, что я должна была поехать учиться именно к нему. Вот и все.

УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

- Как повлиял Герасимов? Как Иисус Христос на своих апостолов. Этим я все сказала. Он был для меня Учителем с большой буквы.

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

Сергей Апполинарьевич Герасимов, советский режиссер

Да, я люблю его фильмы. Я нахожу в них, какие-то может свойственные тому времени маленькие слабости и недостатки, но это не имеет никакого значения. В целом каждый фильм существует как единое целое. Он владеет тем, чему и научил вообще – интонацией невероятной. Он любит находить характеры человеческие. Это был умнейший, из живых со мной общавшихся, человек. И вообще сердце его было открыто к своим ученикам, настолько, насколько оно было закрыто для других. Его мастерская была для нас очагом, оазисом. Все мальчики хотели походить на него. Они говорили с его интонацией, так же поглаживали свою воображаемую лысину. А девочки обожали и были влюблены в него.

О Герасимове очень много ходило толков и мнений в среде кино и вообще культуры. Считали его нехорошим или коварным, но я этого не могу знать, потому что сильно его люблю, как бы и не хочу! Не хочу про это слышать!

КАК ПРИХОДЯТ ИДЕИ ФИЛЬМОВ?

Это каждый раз иначе. Нельзя рассказать, как рождаются идеи! Это не эффектно, что ли.

Бывает, что кино возникает из литературы, как это было у меня с «Запиской» Сомэрсета Моэма, которая меня преследовала. Почему, не знаю. Он очень хороший писатель. Но это не лучший из его рассказов. Но что-то в нем было такое цепляющее. Бывает так, что просто, какая то ситуация. Бывает, что все выстраивается, как какое то сложное построение. Какой-то калейдоскоп. В тот момент мне подвернулись сценарии Саши Черныха и короткометражные сценарии Сергея Попова, были еще и мои тексты.

Я все это стала как-то объединять, объединять. И в результате получился «Астенический синдром».

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

кадр из фильма "Астенический синдром"1990

А некоторые фильмы были мне просто заказаны. В их ряду «Чувствительный милиционер», «Увлечения». Ведь было и такое время, когда мне не давали снимать и, нужно было писать сценарии для кого-то.

О ГАРМОНИИ И ДИССОНАНСЕ

Е. Г. - Ранние картины в ту пору никто гармоничными не считал. Это большое заблуждение. Их воспринимали, как ножом по стеклу …это надо почитать статьи, которые тогда писали.

К.М. - «Короткие встречи» оценили как темноту и мрак. За это меня тогда и дисквалифицировали! Вы знаете, в «Астеническом синдроме» есть сцена с собаками, точнее, с живодерней, которая есть ужасный лейтмотив всей моей жизни, который я вовсе не во время «Астенического синдрома» пошла снимать. Я искала собаку для «Коротких встреч». Мне сказали, а ты пойди вон там полно собак на живодерне. Я пошла туда и после этого, вообще ничего не хотела снимать и не только собак. Вообще ничего! Такое это сильное впечатление производит на человека. И кому в голову могло идти и это снимать! Об этом не могло быть и речи! Но потом я все же это сняла.

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

кадр из ф-ма "Долгие проводы"

Ведь правду жизни можно по разному снимать. На все есть форма и выбор. Можно и так снять. Можно и так отодвинуть границу реалистического взгляда. Можно и дальше отойти. Можно ближе, можно сверху снять! Можно все представить в виде комедии. Можно в виде трагедии и т.д.. Так что правды в искусстве ее не существует. Существует иллюзия правды. Иллюзия правды есть и в «Коротких встречах» и в «Долгих проводах» и в «Астеническом синдроме». Все это разные способы искусства. Вот и все. Не то что бы я говорю – а то, это не то, что я хотела снимать, а потом стала снимать то, что хотела. Я снимала что-то, из того, что я хотела, что я считала, что это возможно и правильно и допустимо, но, тем не менее, в этом находили крамольное и все это перечеркивали!

ЧЕМ БЫЛА ДЛЯ ВАС ЭПОХА ПЕРЕСТРОЙКИ?

Перестройка для меня, как для человека, который был надолго отстранен от деятельности в кино, это было такое чудо, когда мне, наконец, позволили делать то, что я хотела делать. Это была новая жизнь! Это была свобода!

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ПРОДОЛЖАТЕЛЕМ КРИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, НАЧИНАЯ С ЛЕРМОНТОВА, ГЕРОИ, КОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО ПАТАЛОГИЧНЫ?

К.М. - Вообще я не люблю высокие слова и, какие то высокопарные речи! У меня сразу красная лампочка зажигается! Ей-ей, не надо сюда ходить! Я не считаю себя ничьим продолжателям вообще. Если кто-то хочет меня считать, так это его право. И я не вижу кризиса русской литературы.

Е.Г. Я вам приведу такой простой пример, что обоймы есть везде. И в великой русской литературе есть тоже обоймы. И в этой обойме вы всегда забудете Салтыкова-Щедрина, Лескова, которых мало знают на Западе. Есть, просто авторы, которые становятся менее попсовыми, потому что когда героиня Толстова, которая бросается под поезд, - это попсовый вариант развития сюжета, говоря современным языком. Салтыкова Щедрина тяжелее читать. Очерки Короленко тоже мало кто знает. Поэтому когда говорят «вся русская литература», но не вся русская литература – Лермонтов!

ВАШИ ЛЮБИМЫЕ ПИСАТЕЛИ?

- Ну, я многих люблю. И если вы хотите, чтобы я вам провокационно говорила, я скажу. Я люблю очень Лимонова, Сорокина, Петрушевскую, а также Толстого и т.д. А Андрея Платонова, которого сейчас мы перечитываем, я просто обожаю. И мне кажется, он должен быть близок вообще Казахстану, потому что про это писал.

Но это не значит, что я не люблю Пушкина. В этом смысле я, довольна, банальна и всеядна. Я чужие фильмы люблю самые разные и противоречащие друг другу абсолютно. В основном люблю, даже те, которые бы я не смогла снять. Которые, являются для меня как бы путешествием. А путешествие всегда интересно, как считается, как нечто далекое… писатель пишет, так как я не могу написать, ведь я тоже пишущий человек в какой то степени. Мне интереснее то, что лично я бы сама не смогла снять.

ВОТ ИНТЕРЕСНО, ЧТО ВЫ ВСЕ СВОИ ФИЛЬМЫ СНЯЛИ НА ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ…

К.М. – Кроме, «Познавая белый свет».

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

"Познавая белый свет",1980 http://lenfilm.ru/news/2015/03/Kira_Muratova_na_Lenfilme_45_let_Poznavaya_belyiy_svet

ТО ЕСТЬ, ВЫ, ДО СИХ ПОР, ОСТАЕТЕСЬ ЕЙ ВЕРНЫ?

- Ох, какие слова! Просто меня туда распределили, и я лежу там как лежачий камень. Ни какой там особой верности нет, кроме любви к морю.

БЫЛА ЛИ У ВАС ВОЗМОЖНОСТЬ УЕХАТЬ?

- Вы знаете, я не верю в такие вещи. Знаете, я думаю, что все причины лежат внутри человека, а не снаружи. Все причины его судьбы. Вот, например, когда я уехала снимать в Ленинград картину «Познавая Белый свет». Меня пригласила для того времени очень свободомыслящая и замечательная, главная редакторша. Она любила собирать вокруг себя опальных режиссеров с разных студий. Я приехала туда и, так все начиналось радужно. Я думала – боже, какие здесь интеллигентные люди, не то, что у нас в Одессе, такие грубые и ничего не понимают в искусстве! Ну, начали снимать. Художественный совет смотрит и посылает в Москву все материалы. И вскоре, те же интеллигентые редакторы начинают говорить все наоборот, и точно то же самое что говорилось и в Одессе! Ведь руководство и идеология одна были одними и теми же!

Е.Г. – Но тут еще примешался мотив неблагодарности, которого хотя бы не было в Одессе. – Вот мы тебя вытащили, а ты не хочешь поправки делать!

ТО ЕСТЬ, ВЫ НЕ ВЕРИТЕ, В ТО, ЧТО, УЕХАВ ВАС, МОГЛА БЫ ПИТАТЬ ДРУГАЯ ЗЕМЛЯ?

- Нет. Потому что я по русски снимаю и слово в моих фильмах значимо. Есть такая нереальная, дурацкая мечта снять немое кино, как это делает Миша Кабахидзе, есть такой режиссер. Он в Грузии снимал. Потом фильмы его ругали, и он ушел из кино. Работал полотером. А сейчас он уехал в Париж и там он снимает немое кино. Вот если бы я снимала немое кино, совсем немое, как пантомима – я ее очень люблю, обожаю! Но целый фильм пантомимный как типа «Тати» я не могла бы снять.

У каждого свои причины. Он смог трансформироваться там. Я нет. Я вообще, в перемещения в пространстве не достаточно верю.

О ХАМДАМОВЕ

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

- «Вокальные Параллели»? Нет, еще не видела, но очень хочу. Я его ценю и очень интересуюсь. Видела весь материал к «Анне Карамазофф», и, конечно же «В горах мое сердце».

Е.Г. - Есть такие классические примеры, есть такие эпохи, когда любой росток как в оранжерее, нужно вырастить. Эпоха социализма она все топтала ногами. Там могло вырасти только то, что прет сквозь асфальт. Рустам по характеру человек, который был бы режиссером, которого нужно было бы под колпаком в оранжерее выращивать. А его только ударили один раз, и он ушел. Но он потрясающий живописец. Он нашел свою нишу. Он человек реализовавшийся, в конце концов. Это не тот случай, когда человек просто погиб. А погибало множество, поэтому это не такой трагический вариант. Ведь помимо таланта нужен еще и характер. В кино работать слабому характеру еще и при советской власти просто невозможно. Разве слабый человек сможет бегать, добывать деньги, унижаться, просить, обманывать, льстить, хитрить, чтобы получить какие то инвестиции. Это же все черты сильного характера. Для кино слабый человек это вообще аномалия.

ВЫ ЧАСТО ОТКРЫВАЛИ ДЛЯ КИНО НОВЫЕ ИМЕНА. СРЕДИ НИХ НИНА РУСЛАНОВА, РЕНАТА ЛИТВИНОВА…

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

Нина Русланова уже училась на актерском в Щукинском училище на первом курсе, т.е. она профессиональная актриса. А Рената, сценарист, и, я ее стала снимать, и она прославилась и стала звездой. Про Литвинову ничего нового я вам сказать не могу. Она замечательная личность, она замечательная актриса, в первую очередь, это замечательная писательница и стала, еще и режиссером и мне понравился ее фильм. То есть она человек Возрождения. Вообще же я люблю снимать непрофессионалов.

А КАК У ВАС ВОЗНИКЛА ИДЕЯ В НАСТРОЙЩИКЕ СНЯТЬ АКТЕРОВ ИЗ «МАСКИ-ШОУ»?

Что значит возникла идея? Рядом живем в Одессе! Странно, что так поздно возникла эта идея. Правда, мы Наташу Бузько уже снимали в «Астеническом синдроме», а Георгия Делиева (руководитель «маски-шоу») вот впервые сняли в «Настройщике» в драматической роли.

В ТОМ ЧИСЛЕ У ВАС СНИМАЛСЯ И ИЗВЕСТНЫЙ КАЗАХСТАНСКИЙ ХУДОЖНИК КИНО УМИРЗАК ШМАНОВ. КАК ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С НИМ?

Фильм «Перемена участи» нам хотелось снимать, где нибудь в Средней Азии. Рустам Хамдамов советовал нам, поезжайте в Исфару, в Ташкент.

Приехав, мы стали искать кого-нибудь, кто хорошо знаком и с местностью и хорошо знает свое дело. И Али Хамраев нас познакомил с Умирзаком. Он нам очень понравился. Так он стал с нами работать. А потом возникла идея – а не снять ли его? Он такой забавный, такой поразительный! Стали его пробывать, как актера. Получилось! Потом еще раз вызвали его уже на «Увлечения».

ВЕЧНАЯ КИРА МУРАТОВА

На съемках ф-ма "Перемена Участи": справа Умирзак Шманов, а справа - Кира Георгиевна Муратова. фото из архива У.Шманова

Е.Г. - К сожалению, связь нарушилась очень сильно. Для нас Средняя Азия это недосягаемое расстояние. То есть, раньше из Одессы можно было сесть на самолет и долететь прямо, а сейчас летают самолеты каких-то сомнительных авиакомпаний, которые находятся в черных списках. А потом еще самолет летит раз в неделю и совсем не тогда, когда это вам нужно.

© Ася Нуриева / Зитта Султанбаева, 2005

Теги: орда , фото , кино , культура , вне потока

Читайте также

1 комментарий

54 ZITTA
07 июня 2018, 15:05