Обратная связь
×

Обратная связь

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

    30 декабря 2019 в 23:22
  • 458,3
  • 128
  • 1
  • 458,3
  • 128
  • 1

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

Отдельное слово благодарности хочу высказать за книжку Александра Бренера «ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ», ставшей центральным и смысловым событием многоступенчатого выставочного проекта «В честь Л.Б.» (включавшего в себя выставку, арт-дискуссию, издание и презентацию книг и каталогов) Aspan gallery, осуществленного ее основательницей и директором -- Мируерт Калиевой и кураторами выставки Елене.и Виктору Воробьевым.


В ней известный поэт и художник, уличный хулиган и бунтарь (а не акционист – это слово он изымает из обихода своей биографии), а в жизни чуткий и образованнейший человек, автор целого ряда хлестких поэтических сборников, арт-манифестов и автобиографически-фантасмагорических книг о художественных мирах (и способах противостояния различным современным «аппаратам») признается в любви своим старшим товарищам и друзьям – РУСТАМУ И ЛИДЕ.

На страницах этой книжки, обернутой в аскетичную серую обложку, Саша Бренер предается размышлениям о своем понимании Их алма-атинского искусства в контексте мирового и истинного, очень близким и мне. Когда то Рустам очень любил повторять: "БОЛЬШИЕ города - БОЛЬШИЕ соблазны" и оставался жить и творить в своем городе.

На примерах двух гениальных художников Пикассо и Клее, которых он разделяет и противопоставляет друг – другу. Где первый ассоциируется с успехом, славой, торговой маркой, и прочими бла-бла-бла-гами, а второй – с отстраненным от внешнего мира созерцательным Магом, который, приближаясь к сознанию первобытного художника, способен превращаться в изображаемые им существа: то в рыбу, то в зверя, то в цветок.

Преодолевая свой былой юношеский пиетет к ПЕРВОМУ блистательному и художнику и менеджеру в одном лице, он выстраивает аналогии, сравнивая второго художника-созерцателя Клее (отдавая ему свои симпатии) с героиней своей книжки Лидой Блиновой, Бренер пишет:

«- Но не все конечно последовали за Пикассо. Были и исключения из правил. Были непослушные, упрямые, странные художники, которые жили и работали в ином модусе. Они не поддались к общественной тяге к успеху и признанию, которая захватила их коллег и товарищей. Они избрали более узкий и опасный путь. Попытались оставаться самими собой, не сделались добычей музеев, банков и кураторов.«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»Лида Блинова на фото Ларисы Андреевой

Быть самим собой и жить своей жизнью – это в нынешнем мире и в нынешнем искусстве вещь исключительная. Идти своей тропой, за своим заветным образом, падать, вставать, запинаться, снова идти. Это большое и редкое искусство. Поэтому так интересно думать о Лидии Блиновой – негромкой, стойкой и ясной, защищавшейся от хищных общественных взоров, художнице. Блинова знала, как это важнооставаться собой».

А ведь Лиде не досталось иного времени, она навсегда осталась в том - неконьюктурном и живом. ...

Пропуская через себя житейские и художественные истории из опыта мирового авангардного искусства и из опыта личных встреч и дружбы с этими двумя алма-атинскими художниками, и разворачивая их перед нами, как чудесные зонтики Оле Лукойе, автор раскрывает нам свою точку зрения на то, как можно приблизиться к «самобытному вИдению, без которого художник – обречен быть РАБом других художников».

Итак, на протяжении всей книги, как наскальные зарубки-скрепы, он оставляет нам важные и ключевые слова о сущности искусства и становлении самого художника, который в своем пути должен взойти к этой понятийной высоте, чтобы стать настоящим творцом.

Вот о СДВИГЕ: «Всякий настоящий художник идёт от кризиса к кризису, а иногда даже от катастрофы к катастрофе. А как же иначе? Только маломощные умельцы и подражатели движутся от удачи к удаче, от одного успеха к следующему.

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

Хальфин и Бренер в Москве

"Живописные работы Халъфина раннего периода демонстрируют несомненную культуру, элегантность, тонкость и умный глаз. Но по гамбургскому счёту этого ведь недостаточно. По гамбург­скому счёту — а Рустам Хальфин знал, что такое гамбургский счёт — художнику нужно писать вещи, от которых у зрителя земля под ногами сдвигается. Но для этого самому живописцу необходим сдвиг.

Сдвиг нужен каждому художнику, без сдвига художник усыхает, повторяется и делает лишь проходные, мало­важные, милые и гладкие вещи». Или конкретизируя, он ищет более точное определение:

«Сдвиг — что это такое, в конце концов? А вот: уход от законов и канонов эстетического производства к формам жизни, кото­рые художник открывает в своём воображении — в глубинном зрении, в „расширенном смотрении". Сдвиг — ход от данного видимого к явленному невидимому. Сдвиг всегда совершается как становление — становление художника скатом (в картине Сутина) или становление неведомым зверем (в картине Бэкона)..

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

ПУЛОТА Рустама Хальфина

Самым главным открытием Хальфина Бренер считает «ПУЛОТУ», которую он наделяет различными превосходными свойствами, здесь он прибегает к помощи трактата художника Ши Тао(1641-1719): «Когда человек позволяет вещам ослепить себя, он загрязняется пылью мирской

Отсюда вывод: « пулота очищает взор от лишнего»…

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

На поставленный вопрос: «Так чему же учит нас ПУЛОТА» Р.Х.? Он тут же, прибегая к своему опыту, отвечает по-своему:

« Она способна нас научить самому главному – незамедлительному уходу из мира конфуза и оглупления – из общества спектакля, из аппаратов контроля и музеефикации, из планетарного биополитического порядка, из господствующей системы экономики и полиции, уходу куда? В мир воображения. В мир созерцания и потенциальности. В мир коммуны. В чудесный и неупрапвляемый мир, который современный философ назвал грядущим сообществом. Искусство должно выйти из голов своих создателей, покинуть стены музеев и галерей и стать искусством ежедневного существования. Да здравствует искусство живописи!

Да здравствует искусство жизни! Да здравствует великая и прекрасная метаморфоза: переход искусства живописи в искусство жизни".

И впрямь, Рустам и Лида были очень далеки от политики и искусства, связанного с ним. Они были, словно небожители, витавшие в иных сферах. И они, действительно создавали в АЛМА-АТЕ свою "коммуну", сплачивая вокруг себя людей!

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

100-летие Пикассо у Рустама и Лиды, 1981

« как и всякое хорошее искусство, основанное на зрении, работы Лиды и Рустама, избегают словесного комментария, требуют внимательного и доброжелательного всматривания. И тогда ПУЛОТА – это намек, указатель, вектор. Намек на возможность сменить точку и угол зрения, увидеть мир и жизнь иначе, ощутить вещи по-другому – яростно и нежно, заваленные визуальным материалом, бомбардируемые бесконечными имиджами, сконфуженные и дезориентированные торгашеской и пропагандистской информацией, мы забыли, что существует созерцание и РАЙСКОЕ ЗРЕНИЕ, что существует АСКЕЗА ВИДЕНИЯ и ОЧИЩЕННОЕ СМОТРЕНИЕ, что существует ВЗГЛЯД ДИТЯТИ и ест, наконец, АРТИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ, который нужно постигать, которым следует проникаться, если ты не родился с этим талантом.

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

Хальфин смотрит в свой окуляр-пулоту

И уже в послесловие: «Если мою память о Лиде и Рустами попытаться оформить в одной фразе, то это будет: «Закрывая глаза, я вижу два силуэта, две тени, две неясных фигуры, о которых я почти ничего не знаю – кроме того, что их поэтический статус на Земле бесспорен. Они, эти фигуры, учат: Каждый из нас должен помнить о поэтическом положении человека на этой планете, то есть о доле вечного странника, подобного очарованным персонажам леского и героям народных сказок – непослушным детям. Поэтому напрасны и бесплодны любые попытки канонизировать, узаконить, утвердить в коллективной памяти, увековечить Хальфина и Блинову. Настоящие Лида и Рустам не принадлежат ничему устоявшемуся, никакой территориальной культуре, традиции или нормативу. Они черпали отовсюду: прикоснулись к мудрости и усладе востока, так же, как к дерзким находкам русского модернизма и изощренной мысли западной европы. При этом они остались сингулярностями (особенными)и, неприкаянными искателями, одинокими беглецами. Такими они жили и умерли, а если кто-то хочет их воскресить, то должен помнить: настоящее воскрешение – это пробуждение собственной души, глядящей на осколки их добрых видений и тихих гимнов".

«ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ИСКУССТВО ВИДЕТЬ»

фото Алмаса Ордабаева

Так вот благодаря этой книжке, изданной галерей ASPAN, партизански возникшей из бренеровского подполья, созвездие Лиды и Рустама стало светить ярче, благодаря зеркально отраженному от их ликов Сашиному такому яркому блику.

P/S Рада, что косвенно и я причаста к появлению этих замечательных текстов!

31 декабря 2008 года в ночь, уехав из своей крохотной квартирки, в общину к Би Фатиме в Унгуртас, ушел из жизни большой Художник Рустам Хальфин...

https://www.youtube.com/watch?v=SqJYKqhFAeE

04 03 1996 отлеитела к высшим сферам душа Лиды Блиновой

ZITTA 31/12/2019

Книгу можно купить в Aspan gallery

Дизайн Воробьевы, верстка Арт-депо

Теги: орда , культура , вне потока

1 комментарий

54 ZITTA
30 декабря 2019, 23:22