Обратная связь
×

Обратная связь

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

    24 июня 2020 в 19:42
  • 610,2
  • 99
  • 0
  • 610,2
  • 99
  • 0

Жанна Нугербек – молодая, очень перспективная, смелая и упорная девушка-скульптор. Она – одна из немногих в Казахстане женщин, кто работает в этой сфере профессиональной художественной деятельности, которая не каждому мужчине по плечу, а именно в скульптурной пластике. Жанна работает в разных техниках, находится в постоянном творческом поиске, пробует необычные материалы, экспериментирует с формой, пробуя совмещать жанры традиционной и современной скульптурной пластики. Многие работы последнего времени Жанны имеют отсылку к искусству Древнего Египта с этими вытянутыми пропорциями и профильными фигурами. А символический обмен гендерных ролей в ее парных скульптурах, звучат звонким вызовом современным арт-трендам.

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

К своей мечте стать профессионалом в своей области, она шла и продолжает идти с детских лет своей дорогой, прикладывая серьезные черты и качества своего крепкого характера, меняя о традиционно мужской профессии стереотипное отношение своего окружения, вызывая у нашего профессионального сообщества уважение к себе, восхищение и любовь.

Все почему? Потому что эта очень яркая, миловидная и хрупкая девушка, девушка-джигит сама наполнена огромным интересом к жизни, желанием привнести в этот мир что то новое и свое!

Жанна, всем известно, что работа скульптора физически тяжела. Почему и когда вы решили выбрать именно это ремесло?

- Я пошла в художественную школу уже в осознанном возрасте (14 лет), и сама нашла адрес и прошла экзамен. А когда прошла отбор, принесла уже готовый бланк для росписи от родителей, что они согласны, чтобы их ребенок посещал занятия. Как только начались уроки по разным дисциплинам: живопись, рисунок, история искусств, скульптура и декоративно-прикладное искусство, я почувствовала особую тягу к скульптурным занятиям, несмотря на то, что преподавателя по скульптуре у нас не было. Я просто самостоятельно выполняла задания по программе, ходила в библиотеку, и искала каталоги скульптур. Мой старший брат Жанат, инженер по образованию, сам догадывался и подсказывал, как делать каркас, что можно использовать как плинт и даже сам мне в начале делал их. Так что можно сказать, мой первый учитель в скульптуре – мой брат. Он тоже хорошо рисует и много чего делает по дому сам.


Как и где проходило ваше детство и годы учебы, где вы учились?

- Мое раннее детство прошло в селе Воздвиженка, в 20 км от нынешней Астаны. С детства я удивлялась огромному пространству Неба и абсолютному горизонту Степи Сары-Арка. Ветер шумел в ушах, заглушал голоса животных и людей. Сейчас удивляюсь, что можно спокойно выживать в таких условиях, когда зимой -40 и нужно постоянно подтапливать печь углем, ходить за водой на колонку по сугробам и ветрам. Папа очень баловал меня, поэтому категорически оттягивал мою отправку в школу, говорил, что я маленькая и хрупкая. Когда объявили о переносе столицы в Астану, мама повела меня на край села, где открывался абсолютный Сары-Аркинский горизонт. А за ним виднелась панорама уже новой столицы. Мама сказала мне: дочка ты у меня самая счастливая! Ты родилась в столице, у тебя все будет хорошо!

[img width="314" height="314" src="file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_2">

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Мама Рыста с дочками Жанной и Индирой

Потом мы переехали в Астану, где я пошла в третий класс. Моя сестрёнка Индире, которая на год младше меня. До Астаны она ходила в казахский класс, но после переезда, в забитых до отказа классах, нас еле приняли обеих в русское отделение. Так мы стали ходить вместе в один класс и сидеть за одной партой. Потом вместе сдавали ЕНТ, поступали в Алмату, параллельно выехали на учебу в Россию. К седьмому классу я уже не могла терпеть потребности в профессиональном художественном образовании, и самостоятельно записалась в художественную школу. Потом принесла маме готовый бланк для разрешения от родителей на обучение. Ее, конечно, не очень обрадовало, что часть обучения нужно будет оплачивать, так как наш семейный бюджет был довольно скромным. Тогда с меня взяли слово, что я стану точно художником, и потом еще раз спросили, действительно ли это мне необходимо. Так я стала ходить в Детскую Художественную Школу города Астана.

Как к выбору профессии отнеслись близкие, родственники и друзья? Ведь в обществе существует стереотип, что скульптор - сугубо мужская профессия.

-Вся семья спокойно, кроме матери. Отца уже тогда не было в живых, поэтому я даже не могу предположить сейчас, какая у него реакция была бы. Но оба моих старших брата очень поддержали меня. А самый старший брат мне вместо отца сейчас, я всегда с ним советуюсь в ключевых моментах жизни. Так вот, перед поступлением в Жургеновку и отъездом в Алматы, первым делом спрашивала у него разрешения и одобрения. И конечно, он разрешил. Попросил только быть осторожной и стараться. Вот мама – как и все матери, она желает сберечь своих детей от трудностей, поэтому она единственный человек, кто предпринял попытки отговорить меня от скульптуры. Но сейчас она и вся моя семья радуются за меня и всячески поддерживают. В принципе, без их участия, у меня ничего бы не получилось.

Как вы относитесь к феминизму, считаете ли себя феминисткой?

[img width="444" height="333" src="file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_3">

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Рабочий процесс,март, 2020

- Я не считаю себя феминисткой. Да, мне не просто в моей профессии, но есть и множество мужчин, которые работают в сферах, где принято считать, что это профессии сугубо женские. Просто есть тяга и стремление. Я и занимаюсь этим. И как и в любом деле есть свои радости, есть и сложности, которые просто нужно решать. Признаться честно, меня пугает радикальный феминизм. Я не против того, что мне уступают место в автобусе молодые люди, не против того, что меня пропустят первой у двери или подарят цветы, угостят пирожным. И в то же время, я готова проявлять свои женственные жесты заботы и участия, тем более, все-таки не смотря на то, что я русскоязычная, воспитание все-таки у меня более традиционное. Еще могу добавить, что в профессии мой пол пока доставляет трудности только в одном моменте – это в деловых переговорах в Казахстане. Я вижу, что, глядя на меня и на мой возраст, у представительных людей не возникает ко мне доверия. Моя творческая карьера сейчас хорошо складывается в Казахстане благодаря тому, что есть несколько независимых кураторов и галеристов, меценаток – опять-таки женщин – это Айна Зубаир и Тогжан Сакбаева.

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Они поддерживают как женщин, так и мужчин одинаково. Поэтому, с государственными структурами (музеями, акиматами, государственными конкурсами и т.д.) я перестала контактировать. Ведь туда нужно обращаться либо с большими связями, либо с регалиями, которых у меня пока еще не достаточно для того, чтобы со мной говорили не уничижительно.

Пытались ли ваши преподаватели во время поступления отговорить вас от выбранной профессии или же они сразу поверили в вас?

- Помню, как меня отправляли из Детской Художественной Школы в Астане наша директор Гульзия Жагипаровна, с рекомендательным письмом для поступления в Жургеновку. Она очень верила в меня с самого начала, она подписала каждую фотографию и работу лично. А при приеме документов в Алматы, вопросов вообще никаких не было. Единственный любопытный момент – это личное собеседование после поступления с ректором Жургеневки. Он спрашивал, готова ли я учиться на скульптора, получив утвердительный ответ, предложил перевестись на дизайнера или живописца. Я ответила – нет, и добилась своего.

А в Питере у меня был великолепный педагог – Владимир Эмильевич Горевой, или как его называли коротко все в мастерской - Профессор. Я пришла в его мастерскую на третий курс, и не ожидала, что за меня так тщательно возьмутся, наконец! Второй раз в жизни мне встретился скульптор, который на самом деле учил! Первым таким учителем по скульптуре еще в алматинской академии искусств был Даурен Толегенович Досмагамбетов.

Мне было приятно и удивительно беседовать с ним, обсуждать свои эскизы и идеи. Но он был молод, а Горевой, академический профессор и известный мастер. Благодаря Учителю, его ассистентам и старшекурсникам за два года я сделала стремительный скачок и в освоении материалов, технологии и конечно, и в вере в себя, что для художника так важно! Профессор меня поддерживал не только наставлениями и уроками, но и финансировал реализации моих работ, и других учеников, выделявшихся оригинальными композициями. Такое отношение я видела впервые...

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Жанна с Владимиром Горевым

Этому так же способствовала его команда из ассистентов и старших студентов. Наш учитель так хорошо поставил систему в своей мастерской, где старшие помогали и курировали младших, Самые лучшие экспозиции на просмотрах были в его мастерской. Но в 2019-м он скончался. В январе я съездила в Питер и, вместе с его ассистентом - Евгением Тунием, навестила его могилу. Встречалась с выпускниками. В мае планирую принять участие в выставке его учеников в Союзе Художников в Санкт-Петербурге.

- Чтобы быть скульптором, надо иметь много сил и выносливости. Бывает ли тяжело работать? Что мотивирует продолжать заниматься этим делом?

Да, силы очень нужны. Но еще нужно упорство и увлеченность идеей. Когда полностью видишь цель и осознаешь, для чего ты это делаешь, то все движется ровно, а финиш – это просто время. На работу я не жалею время. В этом моменте я марафонец.

[img width="338" height="338" src="file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image010.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_5">

Что для вас является определением "хорошей и качественной скульптуры"? Работы, каких всемирно известных авторов вам нравятся и какие примеры хорошей скульптуры Казахстана вы можете привести?

Хорошая скульптура – очень широкое определение для меня. Здесь не может быть ограничений ни в материалах, ни в темах, идеях, подходе в реализации. Из всемирных современных скульпторов сейчас вспомнила Аниша Капура, Gordon Matta-Clark, Norman Daly и много других, сейчас сложно вспомнить. Из Казахстанских современных скульпторов мне видится, что мало творчески ориентированных и потом, отсутствуют площадки и события, где могли бы проявляться идеи скульпторов. Я сейчас выделяю для себя Алибека Мергенова, хотя он очень подвержен наследию своего дяди.

Расскажите кратко о процессе создания скульптуры, какие разновидности материалов существуют в арсенале этого вида искусства и доступен ли весь перечень в Казахстане?

Скульптура может быть из чего угодно. Из камня, металла, воздуха, света, бумаги. В последние полгода я работала в Алматы с бумагой и поролоном. Если даже не хватает каких-либо материалов, то творческая идея найдет способ воплотиться.

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Горы, керамика, 2018 год. Санкт-Петербург

[img width="503" height="377" src="file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image014.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_6">

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Ритмы. 2018. Бумага, дерево. 110х50х48

А был ли у вас опыт работе в другой сфере?

- Я много подрабатывала во время студенчества, которое было у меня довольно продолжительное – пять лет в Жургеновке и шесть лет в Репинке (Академический институт Архитектуры, Живописи и Скульптуры им.Репина в С-Петербурге). Но, подрабатывая кондитером, резчиком по льду, администратором в салоне красоты, скульптором миниатюр в макетной мастерской, я уже тогда знала, что получаю смежные навыки, которые мне помогут в будущем.

[img width="585" height="390" src="file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image016.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_4">

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Галерист Тогжан Сакбаева (в центре) со своей командой: Анель Ильясовой, Муней Сейс , Жанной Нугербек, 2019

- Отдельно хочу отметить мой опыт работы в Esentai Gallery, управляемой Art Future. Это очень дружная и динамичная команда Тогжан Сакбаевой. Затрудняюсь описать ее деятельность – она и директор, и куратор и художник! Каждая выставка с ней – это художественный жест. У нее я научилась включаться в любой момент экспозиции в процесс, командной работе и скрупулезному вниманию к любой детали процесса выставки, стопроцентной отдаче делу до конца. В данный момент я официально не работаю в Esentai Gallery, но не перестаю оставаться частью ее команды.

Если бы у вас была возможность, какую скульптуру в городе Алматы вы бы снесли и почему?

- Радикальные меры с такими объектами как монументальная скульптура – это самое последнее, что я бы рекомендовала делать сейчас и в будущем. Хотя могу сказать, что почти все из них это отражение уродства нашего общества. Эти памятники можно просто принять такими, какие они есть. Уверена, придет время, наше общество повзрослеет, поймет и научится жить осознанно. И тогда эти скульптуры будут служить напоминанием об ошибках прошлого, и отправной точкой к еще большему движению вперед.

А какую и где установили бы?

[img border="0" width="388" height="237" src="file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image018.jpg" v:shapes="Рисунок_x0020_8">

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

Джайляу. Бронза,2016.

В наших городах и степях не хватает просто красивых пластических и пространственных композиций, создающих неожиданные ситуации и настроения. Просто скульптуры, которая выполнена с хорошим ощущением масштабов и пропорций, хорошо вписанных в среду. Просто добротной скульптуры, без идеологического подтекста, подражательства и вторичности, сделанные с раздутым бюджетом для отмывания государственных денег. Как нашему обществу не хватает осознанного независимого мышления, точно так же идет нехватка независимых и интересных скульптур.

В каких городах и странах вам доводилось работать, сравните их с точки зрения практикующего скульптора.

Пока что я мало работала за пределами Казахстана: Россия и Турция, Кипр. В России уровень восприятия скульптуры пока что еще очень высокий. Все-таки имперское наследие остается с ее Академическим наследием и бурным 20 веком. Турция чем-то похожа на нас – нужно много эффектности, национальных мотивов.

Как вы видите развитие данного направления в нашей стране?

Не имею представления. Пока что ситуация с восприятием скульптуры не утешительная. У нас по всей Республике нет даже ни одного музея скульптуры. Я бы начала с этого, с музея. Моя мечта и цель – утвердить творческое и профессиональное наследие скульптора Тулегена Досмагамбетова. Этот человек не только сам успевал реализовываться в монументальной пластике, но и прокладывал дорогу новым специалистам, создавал условия для профессии – завод в Караганде, скульптурный цех в Алматы на Рыскулова. Он был деканом в Жургеневке, значимым деятелем в Союзе Художников. Но у нас помнят только Наурызбаева, к сожалению. (только потому что он первый образованных казах скульптор). Это показатель того, что у нас оценивают наследие до сих пор не по существу – а по каким-то навязанным шаблонам и регалиям. Так же я много думаю о недостающем настоящем парке скульптур, с проработанным ландшафтом аутентичного рельефа местности.

В настоящий момент вы на Кипре. Расскажите, как проходит время резиденции. Что сотворили за это время?

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

- Резиденция, прежде всего, дает новое ощущение пространство и себя, своего опыта. В начале пребывания в Кипре я решила так сказать вспомнить свою школу и слепила ну почти академическую композицию «После купания». Мальчик с гончей собакой – тазы отдыхают. Потом перешла на поиски новых композиций и решений, при этому используя исторические источники по тюркской истории. Как никак, идеей Музея Современного искусства Кипра объявлено создание крупнейшей коллекции современного тюркского искусства. Сейчас у меня второй заезд, на три месяца, по истечению которых, ожидается выставка.

И, напоследок, немного о личной жизни, успеваешь ли ты влюбляться?)

- Не хочется думать, что мне выпала несчастная безответная любовь, из-за того, что художница. До 26 лет я была влюбчива и не очень серьезно относилась к романтике, не хватало времени. Но потом я встретила свой идеал. У нас с ним дружеские отношения. Возможно, такими и останутся до конца, потому что я очень дорожу общением с этим человеком.

ДЕВУШКА-ДЖИГИТ

«Фаллическая женщина и Утеральный Мужчина"
Размеры: 210х70х45 см
Материал: гипс, метал

P/S

Из-за пандемии твой срок продлился пребывания на Кипре на сколько и какие сложности ты испытала на себе?

Я приезжала на три месяца. и срок истек так сказать. Теперь я жду открытия авиасообщения. говорят авиарейсы возобновятся с июня....

Жанна Нугербекродилась 28 декабря 1988 года в селе Актык Акмолинской области, Казахстан. Казашка. Окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Академии художеств (2018), факультет «Скульптура», по специальности скульптор. Участник международных выставок и резиденций.

http://nomadmgz.kz/index.php/lyudi/247-nugerbek-zhanna?fbclid=IwAR1Idpg7rfBlNNoR2GyOzei_Hoz9z8PjF22s24cQARLyhIbA4FC9jrHF_UAАся

Материал подготовила Ася Нуриева, Аурелия Акмуллаева

Теги: орда , культура , креатив , вне потока

0 комментариев

59 ZITTA
24 июня 2020, 19:42