Обратная связь
×

Обратная связь

Держите нас вместе!

    10 марта 2013 в 22:35
  • 15,4
  • 888
  • 3
  • 15,4
  • 888
  • 3

 

Судьба подарила нашей стране, благодаря удивительной  женщине, знаменитой художнице и красивейшей актрисе, Гульфайрус Исмаиловой, такого большого художника, как Евгений Матвеевич. Приехав из самой глубинки России, закончив с золотой медалью Казанское Художественное Училище и Академию Искуcств в Ленинграде, он, как никто другой, сумел так точно и емко визуализировать образы казахского эпоса и литературы.

Держите нас вместе!

Этот счастливый  интернациональный союз, является отражением целой эпохи.

Они  были и до сих пор остаются одной из самых ярких, красивых, и талантливых  художественных пар Казахстана.

Держите нас вместе!

Их плод любви, единственный сын и последователь в творчестве — Вадим Евгеньевич Сидоркин продолжил дело родителей, став художником-реалистом. До сих пор он не только бережно хранит, но и неустанно популяризирует  наследие своих именитых родителей, открыв  музей памяти Е.М. Сидоркина, постоянно организуя их выставки.

 

Держите нас вместе!

— Отец еще с конца 50-х годов представлял Казахстан на всех крупнейших международных форумах. Начиная с Лейпцига в 1969-м году, затем,  в1965-м  году  он получил  золотую медаль за серию «Читая Сакена Сейфуллина»  на очень крупный форуме графики пяти континентов, в котором  участвовали  крупнейшие художники 20 века – Пабло Пикассо, Отто Дикс, Вазарелли, Чарльз Уайт.

В следующем году он получил золото на биеналле в Кракове. Там участвовали крупнейшие художники с мировым именами и, тем не менее, золото всегда получал только он.  Опять же он был первым, кто поучаствовал на Венецианском биеналле  в 1966 году. В  Советском павильоне самым популярным был отдел графики.  И  в нем самыми популярными были работы  Отца, которые привлекали всеобщее внимание.

Он выдвигался на Ленинскую Премию. Она была самая высшая в советское время. Был лауреатом  Гос.Премии Каз.ССР и имел звание народного художника Казахстана. И сейчас он от нашей страны от графиков  в числе первых идет. Так что еще при жизни он имел очень высокие награды и признание. Теперь подзабыли об этом. Но время все расставляет по местам. Поэтому, я думаю, он и стал одним из первых, кто удостоился на аукционе Кристис этой чести.

Держите нас вместе!

Как произошло так, что Е.М.Сидоркин огромную часть своего творчества и жизни посвятил  именно казахской культуре?

Г.Исмаилова: – Иногда Мухтар Ауэзов меня смущал этим вопросом, спрашивая по-казахски: как ты соблазнила его, что он сюда приехал?

Я его не соблазняла, конечно – смеясь, добавляет Гульфайрус Мансуровна!

У меня есть такое чувство, что кто-то  нами руководит. Ведь когда он хотел жениться на мне, в ту пору мы еще жили  и учились в Ленинграде в Академии Искусств им. Репина, я не хотела и боялась этого. Я отшучивалась и говорила – Нет, я еще не доросла до белых людей!

На самом деле причин  было больше, я ведь хотела состояться как художник и боялась, что замужество помешает этому. И то, что он был другой национальности, тоже могло быть плохо встречено у меня на родине.

Потом  у меня столько братьев и сестер было. И я думала:  ну что он будет делать с ними, воспитывать их? Зачем обременять его. Ведь он талантливый человек. А он через  некоторое время сказал: — Гуля, я поеду в Казахстан. И я не смогла противостоять этому его решению.

В то время в художественной среде непростые отношения были. Было много завистников и врагов. Художники  менее образованные и менее культурные  бросались с кулаками  на более продвинутых и одаренных.  Поэтому и жизнь у нас Женей было не такая уж безоблачная.

 Но у него здесь были и свои почитататели. К их числу и относился  писатель Мухтар Ауэзов. Увидев его работы, он сказал:- вот такой художник мне как раз и нужен!

И  М.О.Ауэзов  очень полюбил его за серьезность и его великий талант и умение рисовать. И так с ним дружил -  тепло, красиво. Все — таки, это был человек  конечно великий, очень! Он был олицетворением наших  замечательных казахских  интеллигентов.

Говорили мы с Мухтаром  Омаровичем по-русски. И за чаепитием, которым он нас гостеприимно всегда угощал, мы выходили на очень  серьезные разговоры. Так же Сидоркин хорошо относился к  Олжасу Сулейменову. Мы  жили друг от друга   неподалеку. Частенько  он заходил к нам. Женя говорил о нем так: Его очень трудно усмирить. Женя очень любил Олжаса. Он тогда ведь говорил напрямую и без всяких обиняков.

Держите нас вместе!

Как он, будучи русским человеком, смог так почувствовать душу казахского народа, будто он в прошлой жизни был сам кочевником?

В.С. — Да, Отец это все прочувствовал. Но он, все-таки, в тюркском мире уже жил. Родился он на Вятке. А  в Казани он провел свою юность. Там  он закончил с золотой медалью художественное училище. Эта была  кузница таких кадров, как М. Салтыков -Щедрин, Ф.Шаляпин и В.Фешин. В.И.Ленин, как известно, закончил там университет.

Возможно,  в нем и текла  тюркская кровь. Мать говорит, что бабушка по его материнской линии  совсем была татарка.

Г.И. Да, она платок носила, как татарки носят.Но его отец был  исконно русским человеком, вышедшим  из глубинки. Он был офицером царской армии. Уровень образования у него был  высочайший. Потом он перешел  в коммунисты. Работал   на руководящих постах. Был директором  зверосовхоза, где выращивали чернобурок. Зная о его порядочности и ответственности, ему советское государство доверяло эту богатейшую отрасль. Мама его была очень активная женщина, работала парторгом.

Поэтому Женя себя иногда в шутку  так и называл: Я — вятковский мужик!

А каким Евгений Матвеевич был человеком?

—  Он был очень образованнейший и  глубоко порядочный человек. По жизни он был самоуглубленным молчуном. Женя  не умел врать или притворяться. Даже от меня он много не мог скрыть. Я это в нем ценила. И весь мир он принимал, как свой и жил в нем, как гость. Это  был человек Мира.

 Вы влияли друг на друга?– Конечно. Ведь над многими вещами вместе работали. Поэтому я и говорю нашим почитателям и журналистам — держите нас  вместе!

 

Держите нас вместе!

 P.S.*В ноябре 2010 года на аукционном доме Christie’s  впервые в истории русских торгов Christie’s в список из почти 500 лотов предстоящего аукциона были включены три произведения казахстанского искусства.

Три данных лота включили в себя терракотовую скульптуру Рысбека Ахметова (1942–1995) «Мелодия степи», а также две литографии Евгения Сидоркина (1930–1982) с изображениями родителей Гаргантюа, главного героя романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» – короля Грангузье и его жены Гаргамеллы, которые были преобретены неизвестными лицами.

 

 фотографии: Абликима Акмуллаева

Теги: семья , культура

Читайте также

3 комментария

59 ZITTA
10 марта 2013, 22:35