Обратная связь
×

Обратная связь

Армавир

    26 февраля 2022 в 01:48
  • 1446,1
  • 51
  • 2
  • 1446,1
  • 51
  • 2

Во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах, я решил пересмотреть один из любимых моих фильмов – “Армавир” Вадима Абдрашитова, по сценарию Александра Миндадзе.

Не знаю, почему Абдрашитова так нечасто называют великим режиссёром. По моему скромному мнению их творческий тандем с Миндадзе прекрасен и самобытен. Это непростое кино, многим покажущееся скучным. Это настолько не попкорн и не интертейнмент, но и вообще не высоколобое по подаче кино. Хотя по сути-то очень высоколобое. Например, “Парад планет”, ну что там, просто призвали нескольких взрослых чуваков на военные сборы, они там послужили несколько дней, пообщались и разъехались. Какой нахрен парад планет? А потом понимаешь, что эти люди в жизни больше никогда не встретятся, ни при каких обстоятельствах, что как парад планет они внезапно выстроились однажды в ряд, на мгновенье, и всё, дальше будет другая жизнь, а ещё раз они так не выстроятся, потому что человеческая жизнь очень коротка. И вот снять об этом фильм. Незначительное же событие, но как прекрасно, что создатели его подметили, вычленили из всей этой идиотской суматохи.

Ну да ладно, ближе к Армавиру. Сам фильм, собственно, задумывался когда-то Титаником. Вернее, создателями он сразу задумывался совсем не так, но для советской цензуры это казалось фильмом про трагедию с пароходом “Адмирал Нахимов”. Абдрашитов и Миндадзе прикинулись простачками, и видимо сказали, что снимут фильм-катастрофу про крушение этого самого парохода. Снимут этакий второй “Экипаж”, ну или первые снимут “Титаник”.

И хоть Титаник считается одним из лучших фильмов мирового кинематографа, а Армавир почти никто не знает. Так вот, Титаник – это хорошая прекраснодушная мелодрама, а Армавир, это, сука, наша жизнь. Я не могу поставить рядом эти фильмы. Титаник настолько красивый, настолько голливудский блокбастер, и Ди Каприо так чарующе уходит под воду. И бабуська эта с бриллиантом, ну прямо мёд для глаз. А Армавир, это тугая ноящая боль. Он такой настоящий. Ну тут, опять же, голливуд снимает так, чтобы поставить в рамочку каждый кадр, и так высокобюджетно, а тут месиво на дерьмовой плёнке “Свема”. И как же это месиво выигрывает. Там реально страшно. Впрочем, вкусовщина, конечно.

Но суть то в другом, в том, что Абдрашитов и Миндадзе беззастенчиво наебали цензуру. Они должны были снять фильм-катастрофу про крушение парохода, а сняли грустную и фантасмагористичную притчу про распад СССР, про нашу тяжёлую абсурдную прекрасную жизнь.

Причём, фильм то пророческий. Они, находясь в СССР, снимали о том, что СССР умер. Как вам? Это ясно свидетельствует, талантам не страшна никакая цензура, они обязательно её наебут.

Вся прелесть в том, что если ты тупой человек, то ты посмотришь этот фильм именно как фильм о гибели парохода “Армавир”, но если ты не совсем уж тупой, ты обязательно пророешь лаз во второе дно, и поползёшь по нему, удивляясь чудесным открытиям. Вот гении, чёртовы гении, не разбрасываюсь словами, они достойны самых высоких слов. Они всегда снимали прекрасное кино. О неблагополучии в СССР они достаточно однозначно высказались ещё в “Остановился поезд”(какое точное название то, заметьте), но опять же, сложновато это было тогда воспринять простому человеку.

И если продолжить аналогии с “Титаником”, то Титаник рассказывал о том, что было “До”. Он кончался гибелью корабля, а Роуз, не удосужившаяся поделиться с Джеком местом на доске, но удосужившаяся припрятать бриллиант, осталась в итоге с бриллиантом. Спасибо, Джек! И потом жила свою прекрасную жизнь, нимало ни о чём не беспокоясь, до 99 лет. Прекрасное миропонимание. Бодипозитивное.

А фильм “Армавир” куда более жесток, он о том, что будет “После”. Начинается он тем, что пароход потонул, и весь фильм выжившие герои ищут способы, как же жить после этого? В этом ключевая разница, сама трагедия – херня, переживём, но вот как после неё то жить? Как заново обрести интерес, как найти себя в этом чудовищном абсурдном мире?

“Как жить после трагедии?” Как научится вновь радоваться, улыбаться, да просто существовать?

Эти несчастные люди, выжившие после кораблекрушения, жмутся друг к другу, сплетаются в какие-то нелепые узоры. Они все просто ебанулись и танцуют на улице. Они пережили что-то такое, чего большинство людей не переживали, и они теперь родня друг другу, а остальные им чужды.

И этот несчастный отец, ищущий свою дочь, великолепно сыгранный прекрасным Сергеем Колтаковым (царствие небесное), это же, по сути, ёжик в тумане. Ежик ищет медвежонка, а несчастный хромой отец ищет свою без вести пропавшую дочь, потому что у него, как оказалось, нет больше смысла в жизни, кроме неё. А её больше нет, она пропала. Может её давно глодают на дне рыбы, но он не знает, и мечется среди этих выживших, сумасшедших людей.

Это же пляска смерти Камиля Сен-Санса. Как же она безудержна, как же жалко людей закружившихся в её вихре.

И вот, эта эпохальная сцена на чёртовом колесе, когда люди голосят из кабинок, выкрикивая названия своих городов. Это же все мы, кричащие друг другу их разных республик одной почившей державы. Просто желающие поделиться тем, что мы существуем, и мы же чуть-чуть родные друг другу. Поэтому, привет, ребята!

- Армавир, Армавир, Армавир! – крик рефреном пронизывающий весь фильм.

И самое большое потрясение испытываешь в конце, когда герой находит таки свою дочь, она выжила, но от шока, просидев определённое время в затонувшем корабле, слегка двинулась рассудком и всё забыла.

И спас то её местный законченный алкаш, для которого эта явившаяся из пены речной девушка стала манной небесной и спасением. Ради неё, этот несчастный Шариков бросил пить, и обрёл смысл жизни, и стал человеком. Потому что она теперь любит его. Прикиньте, конченный алкаш отыскал в этом мире несчастную сумасшедшую девушку, полюбившую его, и вышедшую за него замуж. И у него возрождение, смысл жизни появился. Кто бы мог подумать?

Так выныривали со дна СССР эти личности, а потом становились олигархами, к примеру. Просто волшебный виток чёртового колеса.

И для неё-то, для дочери он так примитивен, но чтож, видно так на судьбе написано, она больше не та, она долбанутая о стол рыба.

А что делать отцу? Вот она, дочь, но она теперь вроде как полудебилка. Не узнаёт его, и хихикает. Господи, как же прекрасно сыграла Елена Шевченко.

И вот эта, весь фильм ожидавшаяся встреча отца с дочерью, квинтэссенция, заканчивается шекспировской трагедией. И всё на таких чудесных полутонах. То есть, в итоге, девушка всё-таки узнаёт своего отца, но глупо хихикает, и делает вид, что не узнала, и гонит его. Она теперь будет жить в этой избушке, с завязавшим алкашом, потому что он её спас, и у неё теперь другая жизнь.

Всем своим существом она выстрадала эту другую жизнь, и плевать, что она убогая, но она её, а ты, папа, уходи, не помню я тебя.

Уходи, умирай, сдохни папа(СССР). Я буду жить по новому. Вернее, пытаться выжить после катастрофы. Я помню тебя, но не хочу признаваться в этом. Я помню тебя, но признаться в этом больно, да и уже не нужно, я забыла, а возвращаться к забытому знаешь как больно?

Фантастическая сцена, гениально сыгранная.

И финальные кадры, какая-то убогая железнодорожная ветка, куда-то ведущая, сквозь унылые родные пейзажи… В неизвестное будущее.

Уникальное кино, актуальное в любые времена. То есть, снято это было про СССР, конечно, но это, в принципе, про то, что человек вынужден отрывать с мясом самое родное, и о том, как ему жить после этого. О том, почему и какими ломанными люди остаются на земле после глобальной катастрофы.

Пересмотрел неслучайно, поскольку, после последних событий, возникнет масса людей, не знающих, как им дальше жить, как преодолеть весь это ужас и вернуться. Пусть изломанными, изолгавшимися, но хотя бы живыми, что-то ощущающими.

Спасибо Абдрашитову и Миндадзе за этот опыт, а вам за внимание. Смотрите, хоть иногда великое кино. Очищает.

Теги: кино , общество , Абдрашитов , Миндадзе , Армавир

2 комментария

1 Podpolny
26 февраля 2022, 01:48

Спонсоры этого поста

  • Porco