Обратная связь
×

Обратная связь

«Цифровое будущее» - будущее мудрецов или глупцов или Тирион Ланнистер - фигни не посоветует

    23 декабря 2021 в 10:57
  • 514,4
  • 60
  • 14
  • 514,4
  • 60
  • 14

Сейчас сложно представить себе жизнь – без современных гаджетов: смартфона, планшета, ноутбука. Я даже не беру уже во внимание стационарные ПК, ведь и они уступили место ноутбукам и моноблокам.

Цифровые технологии во многом облегчили жизнь человечеству, хитроумные расчёты, делают уже «машины» - не люди. Стоит только нажать пару кнопок, забить те или иные показатели и всё – итоговый анализ готов. И не стоит проводить бессонные ночи в расчёте формул и записи показаний.

Это несомненно «плюс». Плюс и в том, что нам для получения какой-либо информации не стоит перерывать тонну справочников и энциклопедий, достаточно иметь телефон и выход в Интернет. Радует и тот факт, что мы на уроках можем наглядно показать тот или иной материал, а не объяснять его своими словами «на пальцах». Уроки стали более насыщенные, разнообразные, интересные и воспринимаемые для учащихся.

Ведь сейчас у детей и подростков идёт клиповое мышление, восприятие коротких, ярких и ёмких содержательных видеороликов. Даже ролики YouTube, которые превышают длительность пятнадцати минут – становятся не интересными. Детям уже хочется переключиться на другой вид деятельности.

В связи с этим была создана новая Интернет – платформа TikTok для создания коротких юмористических видеороликов, не превышающих по длительности и минуту. В дальнейшем TikTok платформа стала увеличивать время для создания более длинных видеороликов, теперь их длительность может достигать трёх минут.

И опять же это меня очень радует, я как активный пользователь TikTok платформы, отмечаю, что развлекательного контента меньше, познавательного стало больше. Это интерпретации литературных произведений, исторических фактов, биографии тех или иных культовых личностей, то, о чём как правило не говорят в школе, не дают учителя. Молодые блогеры, молодые учителя, прививают таким образом любовь к их предмету, к истории, литературе… показывают подросткам, что история — это не занудные даты и периоды времени, а интересные события и личности. Учителя литературы тоже через TikTok платформу пытаются показать, что писатели, поэты — это не только фамилии авторов произведений, а то, что это живые люди, со своими проблемами, страданиями, взлётами и падениями.

К примеру, взять тот факт, что Марина Цветаева отдала своих дочерей в приют, отказалась от них. Раньше, когда эта информация подавалась на уроке литературы, я – будучи ещё ученицей осуждала её. Мне было неприятно учить её стихи, и любое упоминание о ней вызывало только негативную бурю эмоций.

И только спустя много – много лет, я узнала, что она это сделала, чтобы спасти дочерей, ведь ей нечем было их кормить, у неё не было и крыши над головой… и выходит дело, этот поступок благородный…

Радует, что молодые блогеры, снимающие данный познавательный контент, делают его ярким, ёмким, познавательным. Это очень трудоёмкий процесс, это мы тратим на просмотр ролика от тридцати секунд до трёх минут, а процесс создания ролика, монтажа может занимать не один десяток часов. И это время человек посвящает чему-то полезному, а не тратит его на угробление своего здоровья и жизни, при помощи алкоголя, табака и запрещённых средств. Молодёжь тянется к истории, литературе, живописи, культуре кино, ко всему эстетичному, прекрасному и правильному. Это не может не радовать.

Но как мы с вами прекрасно знаем, у любой медали есть две стороны. И хотелось бы поговорить не только о плюсах, но и о минусах новых технологий.

Дети перестали коммуницировать в социуме. Потерялся естественный вербальный способ общения. Большинство детей и подростков перестали общаться с родителями, сверстниками, все их мысли посвящены тому, что скорее бы сесть за любимую игру или, как они выражаются «позалипать» в TikTok.

Многие не могут выразить и донести свою мысль. Не умеют строить вопросы и доносить информацию. Память не тренируется, так как любую информацию можно не вспоминать, а «гуглить». Не учатся стихи, таблица умножения, формулы, новые слова на английском и казахском языках. Когда я говорю ученикам о том, что нужно выучить то или иное правило, формулу, таблицу умножения, они говорят: а зачем? Ведь можно всё найти в Интернете. Сейчас есть куча приложений – переводчиков, переведут любой текст на любой язык.

Но мозг от этого деградирует! Хочется кричать об этом на каждом углу! И детям, и взрослым!

Мозг, как растение, нуждается в постоянной информационной подпитке. Без этого мозг – деградирует.

Когда я ещё училась в школе для того, чтобы сдать доклад учителю мне необходимо было пойти в школьную библиотеку, взять 2-3 энциклопедии, прочесть материал, выбрать оттуда самое основное, перечитать, понять, что вышло сильно много для переписи, выбрать из выбранного ещё более основное, что б было переписывать меньше.

И поэтому даже при написании самого маленького доклада, я всегда могла ответить дополнительно на вопросы учителя, дополнить и защитить свой материал, потому что это я написала мало, а прочла и знаю много. Чувствуете разницу?

А сейчас рефераты и доклады создаются несколькими кликами: найти информацию в Google, зайти по первой же ссылке, скопировать, вставить в Word, распечатать, сдать. Информацию можно не читать.

Каверзные случаи происходили, когда на защиту мне приносили рефераты скаченные с Интернета о заповедниках России, а не Казахстана, о «Красной книге» России, а не Казахстана.

Поэтому я всегда задаю рефераты и доклады по познанию мира, естествознанию, литературе – написанные только от руки. Что бы в детских головах задержалась хоть какая-то информация.

Я стала замечать и за собой негативное влияние Интернета, я стала чаще употреблять глагол «загуглю», чем «вспомню». Я порой себя прям очень сильно ругаю и одёргиваю за это. И пытаюсь всё вспомнить самостоятельно.

На своих уроках я стараюсь применять новые цифровые технологии, куда теперь без них, но делаю это дозированно. Если мы с ребятами смотрим познавательный ролик, я ставлю ролик на паузу и провожу небольшой опрос или пытаюсь пуститься в рассуждение «А что было дальше?»… я стараюсь вывести учащихся на диалог, непременно выслушав мнение каждого, кто пожелал ответить. И не важно верное оно или нет, важно показать детям, что коммуникация нужна, что говорить и высказывать своё мнение не страшно, отстаивать свою точку зрения, порой я между учениками устраиваю дружеские дебаты. Где они учатся приводить аргументы и доводы в защиту своей позиции. Ведь в дальнейшем это поможет детям в жизни.

Так же к минусу Интернета можно отнести и тот факт, что дети и подростки перестали читать, им проще найти краткое содержание, ознакомиться с ним, что б пересказать учителю.

Хотя это уже скорее не вина Интернета, а вина родителей. Они не показывают детям, что читать – это круто. Не читают им сказки в слух, не показывают, что читают сами. Когда меня спрашивают: а как заставить ребёнка читать? Я задаю встречный вопрос: а что последнее и когда прочли вы? И чаще всего я в ответ слышу: ой, ну это было ещё в школе. И мне становится страшно, ведь как сказал Тирион Ланнистер из легендарного романа Джорджа Мартина «Игра престолов»: «Наш разум нуждается в книгах, как меч – в точильном камне, чтобы не затупиться.»

Поэтому не тупите в Интернете, «залипайте» над книгами.

Теги: наука , технологии , культура , дети , вне потока

Читайте также

14 комментариев