Обратная связь
×

Обратная связь

Щегол, **котики и полный "рок-н-ролл"

    12 сентября 2020 в 15:29
  • 1666,8
  • 55
  • 8
  • 1666,8
  • 55
  • 8

Ох и долго я сперва читала Донну Тартт "Щегол", а потом еще дольше собиралась с мыслями, обдумывала свое отношение к этой довольно нашумевшей книге.

Щегол, **котики и полный

Для начала расскажу немного о книге. "Щегол" - лауреат Пулитцеровской премии 2014 года. Накверное, оттого она и привлекла мое внимание. Но на русском языке правами на печать обладает только "Корпус", а там текста на почти 1000 страниц, а шрифт... Выколи глаза. Ну, может 9 какой, потому и читалось тяжело и долго (иногда думаю, что лупа для чтения – это довольно удобно).

Теперь о сюжете: Теодору Деккеру - 12, он немного накосячил в школе (его подставил лучший друг) и его вместе с родителями вызвали в школу. Отец чудесным образом сбежал из семьи несколько лет назад, потому мальчику было немного стыдно перед мамой - идти не хотелось. Из-за дурацкой случайности - обычного ливня, зашли в Метрополитен музей. Пока мама-искусствовед рассказывала и показывала свои любимые и знаковые картины, Тео все глядел на милую рыжую девочку с каким-то футляром для музыкального инструмента. Но все произошло слишком быстро: темнота, нечем дышать, боль... Когда мальчик очнулся, не понял, что произошло. Услышал чей-то голос и буквально пошел на звук, не соображая, что произошло. Это был старик, который пришел вместе с той рыжей девочкой. Вокруг он никого больше не видел, по крайней мере, живого. И тут до Тео дошло, что старик умирает: он бормочет бессвязные слова и фразы, хватает мальчика за руку и страшно хрипит. В потоке бессвязной речи и хрипов он услышал: "Зеленый звонок, Хоби и... Картина, забери ее, забери ее с собой, ее нельзя оставлять здесь". И Тео, практически машинально, прячет картину в школьную сумку - "Щегла" Карела Фабрициуса (1654). Если что, картина реально существующая.

Щегол, **котики и полный

Перед смертью старик отдал мальчику и свое фамильное кольцо, все так же бормоча что-то про дверь и Хоби. Несмотря на то, что Теодора самого контузило, он понял, что старику мерещится кто-то вместо него в предсмертной агонии. И он остался... Когда старик умер, Тео отправился на поиски выхода, так как беспокоился за мать и боялся, что может произойти еще один взрыв. Он думал, что мама жива, ведь она была в другом зале.

Придя домой, Тео принялся ждать... По итогу наутро соцслужба привезла его в дом к почти что другу - богатой семье одноклассника Энди Барбура, с которым мальчик часто общался. Энди – невысокий, несимпатичный мальчик – гик из богатой семьи – все ж друзьями их назвать сложно, зная классовое неравенство.

Как итог Тео прожил там несколько месяцев и вся семья относилась к нему очень тепло, мальчик даже начал надеятся, что оформят опекунство. (Я опущу историю о том, что отец семейства Барбуров был богат и торчал на успокоительных, потому что по ходу имел что-то типа расстройства личности, старшего сына выгнали из частной школы, мама устраивала еженедельные приемы от нечего делать, а Тео после взрыва заимел ПТСР, и, дабы не особо париться, семейка подсадила его на опиоиды, чтоб малый не слишком думал и побольше спал). По очередной счастливой случайности по кольцу, что передал старик, он находит антикварную лавку "Хобарт и Блеквел" и отдает кольцо Хоби - Джеймсу Хобарту, супер-крутому мастеру по антиквариату и наконец знакомится там с рыжей бестией - Пиппой (спасибо, что не ПЕппа).

Но счастье длилось недолго: герой-отец (выступает в роли злодея, хотя, по моему мнению, виноватых здесь нет, просто люди, их поступки и последствия) Ларри Деккер вспоминает, что у него есть сын (отчасти из-за того, что мама Тео позаботилась и откладывала на отдельный счет на учебу сына в университете). В итоге, Тео забирает с собой в Лос Анджелес горе-отец и его новая ЖЕНА а-ля Бритни Спирс на минималках, которая работает в ЛА администратором в кафе. До Тео доходит, что отцу на него и мать было плевать: он вел двойную жизнь. А еще был алкоголиком, наркоманом и игроманом - полный «счастливый» букет.

И ведь проблема даже не в том, что отец полный аморал и лжец, а в том, что Тео остался один на один со своими проблемами, посттравматическим синдромом и...картиной, которую чудом удалось перевезти из Нью-Йорка в ЛА. Нарастает тревожность, паранойя и куча других психических расстройств, но тут на помощь приходит великий и могучий... русский паренек Борис. И, как говорится, понеслась: пьянство, курение, кислота и так далее тому подобное. Они дети, но это для писателя не имеет никакого значения. Я не знаю, все ли дети в США с 12 лет курят, пьют, воруют в магазинах, жрут кислоту ночами, а потом в алкогольно-наркотическом тумане целуются друг с другом, но вроде как и не только (все же автор книги решила, что лучше быть более консервативной и рассказать о бисексуальности парня не прямо, а намеком).

Щегол, **котики и полный

Тео все еще мечтает о рыжеволосой подружке из музея: они переписываются, но он никак не может признаться ей в симпатии и они просто меняются книгами и музыкой. Он пишет также и Хоби: мужчина ему очень нравился и, по сути, заменил мальчику отца и семью. В один прекрасный день все меняется: Ларри влез в долги, приходил коллектор, надо срочно что-то делать, и, кроме сберегательного счета сына выбора нет: он избил мальчика и заставил позвонить юристу и наврать про частную школу, но предприимчивый юрист раскусил его и все закончилось благополучно для Тео.

Отец набрался, накидался колесами и пытался уехать из города (как я поняла, попросту бежать, бросив новую жену и сына), но разбился насмерть. Пока убитая горем жена сама закидывается горстью таблеток, Тео понимает, что ему нужно бежать: снова придет соцслужба и его заберут в детдом как сироту, а куда тогда деть картину? Малец хватает вещи, картину и покупает билет на автобус (там еще какая-то история с покупкой билетов, мол, детям до 16 без сопровождения взрослых нельзя). Каким-то чудом мальчик добрался до Нью-Йорка и пришел к... Хоби, потому что больше идти было некуда. Он, конечно, надеялся, что семья Барбуров снова примет его, ведь они были к нему так добры. Но, случайно встретив на улице мистера Барбура с сумасшедшими глазами, понял, что идти больше некуда - Барбур-старший его просто не узнал и принял за попрошайку.

Щегол, **котики и полный

Джеймс Хобарт никогда не был женат, не имел детей и вообще во всей истории самый положительный персонаж: он не вспыльчив, рассудителен, добр, а еще для души дает вторую жизнь уже "убитому" антиквариату, т.е. попросту подделывает мебель (старинному стулу делает ножки из нового дерева, но так искуссно, что не особо знающий даже не заметит). Хоби становится жаль мальчика с тяжелой судьбой и он принимает решение оформить опекунство на себя даже несмотря на то, что все друзья не поддерживают его идею и более того, относятся к мальчику с некоторой неприязнью. После смерти в результате теракта своего коллеги и друга Блеквела, который продавал мебель, дела у Хоби шли очень не очень. Но подросший Тео открывает в себе талант искусно "втюхивать" подделки не особо умным, но богатым гражданам. Дела идут в гору, а парень все никак не может заставить себя признаться Хоби, что, фактически, украл картину (которую, к слову, ищут), и продает подделки в магазине за баснословные деньги.

Беззаботно продав очередную ненастоящую шератоновскую кушетку коллекционеру Люциусу Риву, Тео с ужасом понимает, что оступился: тот понял, что это подделка, да еще и намекнул, что знает его «грязный» секрет, подсунув парню вырезку из газеты, где ФБР засекли картину, которую якобы используют как залог в сделках на наркотики. Тео блефует, а сам еще хуже увязает в своих параноидальных мыслях.

Вдруг нечаянно на улице Теодор встречает старшего брата Энди Барбура: тот рассказывает, что и отец и его бывший друг утонули на яхте. Питая теплые чувства к матери семейства Барбуров, Тео решил ее ободрить и заглянул в гости (ну и еще потому что братец Энди упрашивал). По итогу он начинает частенько наведываться к миссис Барбур, они обсуждают искусство и мебель, а там влюбляется в младшую сестрицу Энди – миловидную глуповатенькую блондинку Китси. Вскоре пара решает пожениться: так будет скорее выгоднее для всех, чем по большой обоюдной любви. Китси напропалую лжет Тео, изменяя ему с бывшим лучшим другом со школы, а тот жрет вдвое больше колес, чувствуя, что и в отношениях что-то не так.

По факту Китси думает, что у Тео есть деньги для безбедной жизни, ведь семья потеряла своего кормильца-отца. А Тео вязнет во лжи и долгах из-за коллекционера Рива, обостряется паранойя.

И в один «прекрасный» день он решает сделать Китси сюрприз и заявиться к ней на квартиру без приглашения (да, они не живут вместе несмотря на то, что свадьба через два месяца) и застает ее на улице с любовником, в котором узнал своего школьного друга, но они были так увлечены друг другом, что не заметили его. Дождавшись Китси в ее квартире, Тео устраивает ей скандал. В ответ Китси отвечает что-то типа: «Ну мама была бы так счастлива этой свадьбе, да и ты же понимаешь, так будет лучше для всех». И… Тео остается! Ему жаль мать Барбуров, к которой он уже успел привязаться. И все остается так как есть.

В поисках очередной дозы Тео забредает в русский квартал и внезапно встречает… Бориса! Столько лет не виделись и не знали, что с друг другом. После пьянки с вновь обретенным другом и кучи колес, Борис в итоге признается, что картину по приколу еще в Лос Анджелесе украл у Тео из дома он. Деккер не верит и в кумаре пытается добраться до хранилища… Под скотчем и газетами… обычная книга. Картины там и вправду нет.

В итоге Борис предлагает сумасшедший «план» и Тео, сбежав с собственной помолвочной вечеринки и попутно признавшись в любви Пиппе, улетает в Амстердам. Там он прикидывается богатым скупщиком ворованных картин, но сделка срывается – их раскрыли: происходит перестрелка и Тео убивает человека. Вернувшись в отель, у Тео сносит крышу и он после нескольких дней мучений. алко и наркотиков, он пытается самоубиться. Но, не получилось. Потом появляется Борис и объявляет, что все закончилось.

В конце Тео возвращается домой, а картину находят у музея в Амстердаме, целой и невредимой.


По итогу прочтения детектива впечатления остались неоднозначными. С одной стороны мне было интересно узнать о том, как все-таки все разрулится. Но читать почти 1000 страниц мелким шрифтом – однозначно того не стоит. Сюжет растянут просто до невозможного. Устала читать и ждать. Несколько глав и вовсе показались лишними филерами. Критики жалуются, что у Тартт почти все книги на один манер и похожи по цепи сюжетных событий. Она не настолько захватывающая, чтобы тратить на нее свое время: написана довольно сухо, эмоции у людей возникают только в результате алкоголя или наркотиков. Про детские «шалости» между мальчиками – вообще лишнее, к сюжету ничего из этого не имеет отношения. Она пыталась косить под Дэна Брауна? Что ж, не вышло. Задумка неплохая, а вот реализация как всегда хромает. Есть книги на куда более важные темы и переосмысления взглядов или ценностей в результате у меня не возникло, кроме «и что?». Быть может мне просто должно стукнуть лет 40, чтобы «понять» великий замысел.

В плане отождествления/сравнения Теодора и самой картины «Щегол» у меня тоже возникли противоречивые чувства: птица была привязана и не могла улететь, была обречена на такую жизнь, а он? Мог ли он что-то изменить? Конечно же, мог. И сдать эту книгу, и отдать ее властям, и продать и вовсе выбросить или сжечь. Но он не захотел. Такую жизнь он выбрал сам. Ведь он все время оправдывался, все время собирался отнести книгу к ступеням музея, но каждый раз находил себе оправдание, чтобы этого не делать. Почему? Да потому что просто не хотел. И за свои поступки уже 30 летний дядя так и не научился отвечать, пустив жизнь на самотек, и ужаснулся, когда увидел, к чему его подтолкнул и привел выбор оставить картину.

Ну и напоследок про сам фильм. Если не читать книгу, ничего не поймете. Фильм идет 2 с лишним часа, много персонажей, сюжет скачет от сцены к сцене, не объясняя и не раскрывая, кто, что и почему. Хотя если вы сторонник некую часть досочинять в голове или просто сидеть и долго думать «а почему?», выступая в роли Шерлока Холмса и используя свою дедукцию, можно и посмотреть, авось Теодору найдется и оправдание.

Теги: кино , книги , обзор , мысли , картина

8 комментариев