Обратная связь
×

Обратная связь

Степной Волк. Рецензия

    07 февраля 2019 в 12:16
  • 1246,8
  • 186
  • 64
  • 1246,8
  • 186
  • 64

Литература — это многогранное зеркало нашего мира, как внешнего, так и внутреннего. Как самая материальная часть информационного поля, - часть, на которую можно положиться и тем самым приобрести жизненный опыт - литература существует вне времени, одновременно пребывая в состоянии вечности. Небольшого труда стоит читателю совершить путешествие в исчезнувшие эпохи, посетить уголки сознания давно усопших, чтобы прожить тысячи - или нет, сотни тысяч! - новых жизней, посредником в которые будут овевающие и распаляющие сознание неумолкаемые литеры. Этому мы обязаны умелым рукам инженеров душ человеческих, мастерство которых превращает литеры в зоркий перископ, ловко захватывающий эмоции, поступки и жесты живущих.

Одним из таких удачливых "снимков" является роман "Степной Волк", написанный в жанре нравственной притчи и не лишённый, однако, автобиографической фабулы. Герман Гессе, один из выдающихся классиков европейской мысли, задаётся вопросом и исследованием двойственности человеческой природы. Приоткрывая покров биографии писателя, можно понять, что написание романа была одной из главной работ в жизни Гессе: к этому его побудили трагические события жизни классика - болезнь жены, впечатления от Первой мировой войны, и последующий духовный кризис. Вследствие этих событий писатель обратился к психоанализу, который не мог не повлиять на создание столь гениальной книги.

Прежде прочитанные мной романы действовали на меня эмоционально, воспламеняя мои чувства из сочувствия к персонажам, этот роман читался мной как история душевной болезни, строки которой нередко становились и моим собственным отражением, отчего, наверное, знакомство с этим произведением имеет на меня огромное значение. Однако, обо всём по порядку:

Главный герой - пожалуй, самый до конца угаданный, изобличенный, прозрачный, трогательно настоящий, о котором мне довелось читать и который, тем не менее, заставляет обращать на себя всё большее и большее внимание.

Степной Волк. Рецензия

Это история жизни Гарри Галлера, называющего себя также степным волком. В прошлом, он - честолюбивый европейский интеллектуал, который к своим пятидесяти годам превратился в декадента-неврастеника.

День прошел, как и вообще то проходят дни, я убил, я тихо сгубил его своим примитивным и робким способом жить.

Несмотря на свою яркую личность, всю его сознательную жизнь в нём вечно борятся, не находя мира, два начала - Гарри-человек, и Гарри-волк, являющимися друг другу полными противоположностями. Недовольство миром, который герой в своих бесконечных рассуждениях именует "мещанским", вкупе с его конфликтным раздвоением, загоняют Гарри в депрессию, выход из которой он видит в своём самоубийстве. Однако, на плоскости унылой, по-степному одинокой жизни Гарри судьба внезапно начинает играть красками, поднося ему, как спасение, встречу с Герминой - роковой женщиной, чей насмешливый оскал красавицы намекает на то, что она имеет со степным волком намного больше, чем поначалу может показаться читателю.

Уважая чувства ордынцев, я не стану рассказывать подробности приключений степного волка. Скажу лишь только, что лютый образ выходит за рамки самого сентиментального Гарри Галлера - этот волк живёт и по сей день, пугливо озираясь по сторонам, то гоняясь за людьми, то убегая от них, словно зажатый в тиски механическими плодами нашей цивилизации, но готовый, при этом, совершить последний, смертельный прыжок. Что касается человека-Гарри, то болезнь его давно известна миру прозы: это ни кто иной, как отчаянно сражающийся с ветряными мельницами Дон Кихот; это ни кто иной, как разгорячённый Чацкий, от ума скорбящий и горюющий; это Печорин, одиноко скучающий на празднике жизни. Имея, впрочем, болезнь иного морального свойства, Гарри воплощал собой

...болезнь самой эпохи, невроз того поколения, которому и сам принадлежит Галлер, и похоже, что неврозом этим охвачены [...] как раз сильные, наиболее одарённые личности.

В один момент Гермина сочувственно подтрунивает над Гарри, говоря, что

...если тебе непременно нужно чье-то разрешение на твое удовольствие, тогда ты действительно бедняга.

Несмотря на обольстительную мудрость Гермины, и несмотря на затянувшуюся занудность Гарри, нельзя не заявить, что степной волк - один из "последних героев" литературы, непримиримый и неустанный борец с лицемерной, ставшей искажённой дешёвым комфортом действительностью. Эта во многих аспектах симпатичная, неординарная личность больших, подчас величайших способностей к умственному труду всю свою жизнь несёт крест великодушия, которое, увы, не могло быть использовано по назначению в мире, населённым в основном малодушными обывателями. Устами Гермины, Гарри словно со стороны подытоживает свою жизнь:

У тебя было какое-то представление о жизни, была какая-то вера, какая-то задача, ты был готов к подвигам, страданьям и жертвам – а потом ты постепенно увидел, что мир не требует от тебя никаких подвигов, жертв и всякого такого, что жизнь – это не величественная поэма с героическими ролями и всяким таким, а мещанская комната, где вполне довольствуются едой и питьем, кофе и вязаньем чулка, игрой в тарок и радиомузыкой.
Впрочем, беседа Гарри и Гермины на этом не заканчивается. Далее следует надежда, что красивое, высокое страдание Гарри всё ещё может не пройти даром, не повернуться духовным фиаско:

Всегда так было и всегда так будет, что время и мир, деньги и власть принадлежат мелким и плоским, а другим, действительно людям, ничего не принадлежит. Ничего, кроме смерти.
— И ничего больше?
— Нет, еще вечность.

Вечность по Гессе - это обещанный рай, потерянная родина таких, как Гарри, утешение скорбящих, отчизна тех, кто не из мира сего. Кто знает, может, звезда Гарри и ему подобным ещё зажжётся путеводным огнём на небосводе? Кто знает...

Не сочтите за засилье фурри, но, на мой взгляд, такой могла быть Гермина

Степной Волк. Рецензия

Необыкновенная структура романа.

Уже с первых страниц, линия повествования облекается в причинно-следственную связь между сложной зверино-человеческой идентичностью главного героя и окружающим его "мещанским" миром. Но символизм романа на этом не заканчивается. Остроумно-блестящие словосочетания Гессе дают почву для появления всё новых символов, фрейдистский психологизм которых постепенно доводит их до гиперболических масштабов. И если эмоциональная структура знакомой всем беллетристики основана на колебании высоких и низких нот (которые и сотрясают струны читательских душ), то "Степной Волк", не лишённый и этого, выступает с уникальной чертой "книги в книге". Гессе был один из первых, кто расширил границы сюжетного повествования, давая возможность сторонней оценки персонажа, причём как со стороны непосредственного свидетеля (весьма второстепенной персоны), так и со стороны рассказчика-демиурга, появляющийся в "трактате". Однако основное действие притчи излагается внутренний голосом самого Галлера, чьё "я", в свою очередь, нередко заходит за пределы волко-человечьей канители, устремляясь в прошлое, настоящее и будущее. Ближе к концу книги, накал страстей кипятится до ярко-пёстрого оттенка сюрреализма, который стремительно созревает в дикий цветок с ядовитыми лепестками, душистый аромат которых «умопомрачил» моё читательское сознание.

Степной Волк. Рецензия

Развязка романа - театр абсурда, который, надо признать, разорвал шаблоны и каноны массовой литературы, к которым я очень сильно привык. Дочитав роман поздней ночью, мне казалось, что я, как читатель, обрёл второе дыхание. При этом не скрою, что во многом концовка остаётся для меня потусторонней загадкой книжного мира. В суматохе путешествия по коридорам сознания вместе с Гарри, я, как и он, неосторожно обронил фигурки своего "я" - маленькие, причудливые, но бесконечно цельные фигурки. Кажется, что, если поставить каждую фигурку в нужное место, я смог бы выиграть шахматную партию с самой жизнью, навеки став другим человеком, а может и, приблизиться к Бессмертным - Данте, Моцарту, Гёте, многим другим - тем, кто лучше всех познал скрытую геометрию нашего бытия, промелькнувших, словно метеор, и ныне потешно глядящих на нас с зияющей пустоты далёких звёзд - светил, струящихся светом непостижимого сокровения - зовущей колыбели человеческого духа...


Теги: орда , рецензия , Герман Гессе , Степной Волк

64 комментария

18 Alsuir
07 февраля 2019, 12:16

Спонсоры этого поста

  • Yasnogorceva